Данный материал содержит подробное описание и последние изменения пункта 4 Федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг для нужд общества. Также здесь вы найдете информацию об актуальных внесениях в этот раздел закона. Познакомьтесь с сроками заключения контрактов, а также узнайте о порядке проведения аукционов и других нюансах данного законодательного акта.
В соответствии с главой 44-федерального закона, пункт 4, представляет собой важное положение, требующее дополнительных уточнений и разъяснений. В соответствии с этим пунктом, организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о своих конкурентных преимуществах при участии в государственных закупках.
Последние изменения данного пункта закона были внесены с целью повышения прозрачности и конкурентоспособности государственных закупок. В соответствии с этими изменениями, организации и предприниматели должны предоставлять информацию о соответствии своей продукции или услуг требованиям, предъявляемым к предмету закупки, а также указывать основание, по которому их предложение является особенно выгодным.
Правила проведения конкурса на закупку регулярных перевозок
1 сентября 2023 года вступили в силу изменения в правилах проведения конкурса на выбор поставщика услуг по регулярной перевозке пассажиров в соответствии с пунктом 4 Федерального закона № 44-ФЗ. Новые правила вводят ряд требований и условий, которые необходимо выполнить для участия в конкурсе и определения победителя.
Требования к маршрутам
- Маршруты должны начинаться и заканчиваться в одном муниципальном образовании.
- Маршруты из одного лота должны пересекаться.
Изменения в конкурсной документации
В конкурсной документации указываются дополнительные сведения, которые должны предоставить участники конкурса. Это позволяет заказчику получить более полную информацию о потенциальных поставщиках и их предложениях.
Усиление требований к перевозчикам
Теперь мы будем выбирать победителя конкурса среди участников, которые не имеют никаких задолженностей по уплате штрафов, пеней и страховых взносов. Это позволит нам повысить надежность и финансовую устойчивость потенциальных поставщиков услуг.
Новый критерий для оценки предложений
У нас есть новый критерий для оценки предложений поставщиков — «срок эксплуатации транспортного средства». Это позволит нам выбрать поставщика, который предложит наиболее долгосрочное и надежное использование транспортных средств.
Уточнение срока отправки уведомления
Согласно изменениям, уведомление об отклонении заявки должно быть отправлено в течение 3 рабочих дней. Это поможет участникам конкурса быстрее получить информацию о результатах и принять решения о дальнейших действиях.
Единственный поставщик
В случае, если требования заказчика соответствуют только одной заявке, контракт будет заключен с этим конкретным поставщиком. Такое решение поможет ускорить процесс заключения контракта и обеспечить непрерывность перевозки пассажиров.
Изменения в правилах закупок по 44-ФЗ
Ниже приведен перечень основных изменений, которые были внесены в правила закупок по 44-ФЗ.
Изменения в правилах нацрежима
Были внесены следующие изменения в правила нацрежима:
- Ужесточение требований к участникам закупок
- Введение обязательной системы сертификации продукции
- Увеличение сроков исполнения контрактов
Изменения в мораторных поправках
Были внесены изменения в правила, регулирующие мораторные поправки. Конкретно, был введен новый порядок определения размера мораторного сбора.
Изменения в правилах, касающихся офшорных зон:
Были внесены следующие изменения в правила офшорных зон:
- Введение прозрачности при выборе поставщиков из офшорных зон
- Ужесточение требований к документации от поставщиков из офшорных зон
- Внедрение механизма контроля за использованием средств, полученных от поставщиков из офшорных зон
Изменения в правилах повышенного авансирования:
Были внесены следующие изменения в правила повышенного авансирования:
- Увеличение размера авансовых платежей
- Введение обязательной гарантии возврата аванса
- Ограничение использования авансовых платежей для оплаты других контрактов
Закупки в упрощенной форме
Изменились правила закупок в упрощенной форме:
- Расширение круга участников, имеющих право на участие в таких закупках
- Упрощение процедуры подачи заявок и заключения контрактов
- Введение системы онлайн-мониторинга закупок в упрощенной форме
Изменения в площадках для закрытых торгов
Внесены изменения в правила, касающиеся площадок для закрытых торгов:
- Ограничение доступа к информации о закупках на таких площадках
- Введение механизма конфиденциальности в процессе закупки на закрытых площадках
- Более строгие критерии участия в закрытых торгах
Изменения в типовых условиях строительных контрактов
Были внесены изменения в типовые условия строительных контрактов:
- Установление сроков выполнения работ и штрафов за нарушение графика
- Обязательные проверки на соответствие нормам и стандартам будут введены.
- Перечень требований к качеству строительных материалов и оборудования будет расширен.
Изменения в машиночитаемой доверенности (МЧД)
Правила машиночитаемой доверенности (МЧД) были изменены:
- Теперь возможно использование МЧД при закупках.
- Перечень документов, которые можно подписать МЧД, был расширен.
- Установлен порядок проверки подлинности МЧД.
Правила проведения конкурса на закупку регулярных перевозок
Произошли изменения в правилах проведения конкурса на закупку регулярных перевозок, которые включают в себя:
- Требования к перевозчикам и транспортным средствам будут ужесточены.
- Будет введен контроль за соблюдением перевозчиками условий контракта.
- Регламентация процедур при выявлении нарушений перевозчиками
Изменения в структурированном извещении, заявке и контракте
В правилах структурированного извещения, заявки и контракта были внесены изменения, в том числе:
- Установление необходимых элементов структурированного извещения
- Расширение требований к описанию предмета закупки в заявке
- Введение стандартных форм контрактов для разных типов закупок
Эти изменения являются лишь частью общего списка изменений в правилах закупок по 44-ФЗ. Важно учесть уникальность каждого изменения и учитывать его при проведении закупок, чтобы сделать процесс более прозрачным, эффективным и справедливым для всех участников.
Типовые условия строительных контрактов с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года заказчики стали использовать новые стандартные условия контрактов в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, проектирования и специализированных строительных работ. Эти изменения были утверждены постановлением Правительства от 29.06.2024 № 1066.
Обязанности изготовителей
- Удаление строительного мусора не позднее, чем через 10 рабочих дней после завершения работ.
- Предоставление заказчику строительной документации в течение 10 дней после расторжения контракта.
В новых стандартных условиях подробно описаны обязанности как изготовителей, так и заказчиков, а также указаны гарантийные сроки на строительство и реконструкцию дорог. Эти изменения помогут систематизировать процесс взаимодействия сторон и обеспечить более прозрачные и эффективные строительные контракты.
Для подробной информации о новых стандартных условиях контрактов на строительство и ремонт следует обратиться к статье «Типовые условия контрактов по 44‑ФЗ для строительства и капремонта».
Машиночитаемая доверенность для физических лиц
С начала сентября 2023 года удостоверяющие центры перестали выдавать электронные подписи с данными о юридических лицах на основании Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011. Теперь для физических лиц, желающих подписывать документы от имени поставщика, требуется иметь электронную подпись, принадлежащую личности, а также машиночитаемую доверенность (МЧД) на свое имя.
Исключением являются физические лица, которые получили электронную подпись до 1 сентября 2023 года. В этом случае им разрешено использовать свою электронную подпись без машиночитаемой доверенности до 31 августа 2024 года.
Изменения в процессе участия в тендерах
Ранее для специалистов по тендерам было достаточно получить электронную подпись с указанием юридического лица для работы с государственными закупками. Однако теперь для участия в тендерах всем сотрудникам поставщика, кроме генерального директора компании, необходима электронная подпись. Переходный период продлится до 31 августа 2024 года, в течение которого все еще возможно использовать электронную подпись с указанием юридического лица, выданную до 1 сентября 2023 года.
Ожидается, что в единой информационной системе ЕИС появится возможность сформировать машиночитаемую доверенность с 1 октября 2024 года. Такая доверенность будет применима для работы в ЕИС и на федеральных торговых площадках. Более подробные сведения о реализации использования цифровой доверенности в торговых процедурах будут определены позднее.
Упрощение процедуры машиночитаемой доверенности
Начиная с сентября 2024 года, вступили в силу новые правила, касающиеся использования машиночитаемой доверенности (МЧД) для физических лиц при электронной подписи. Теперь для заключения сделок от лица поставщика, физическому лицу нужно иметь собственную электронную подпись и МЧД, выданную на его имя.
Однако, есть исключение, согласно которому до 31 августа 2024 года физическое лицо может использовать электронную подпись без МЧД, если она была выдана до 1 сентября 2023 года.
Для участия в тендерах все сотрудники поставщика, кроме директора, должны иметь собственные электронные подписи. В переходный период до 31 августа 2024 года допускается использование электронных подписей, которые были выданы до 1 сентября 2023 года и указывают юридическое лицо.
С 1 октября 2024 года появится возможность создания цифровой доверенности в системе ЕИС. Она будет применима для работы в ЕИС и на федеральных торговых площадках. Подробности ее использования и внедрения будут определены позднее.
Особенности и последние изменения в упрощенных закупках по 44-ФЗ.
Со 15 августа 2024 года у государственных заказчиков появилась возможность проводить закупки для специальных военных операций и других задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, в упрощенной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 04.08.2024 № 443‑ФЗ. Эти изменения позволяют сделать заказы напрямую, без проведения аукционов, и приобретать товары и услуги в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом. Эти нововведения также распространяются на заказчиков, включенных в перечень, определенный Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2022 № 3514‑р.
Подробности упрощенных закупок, регулируемых Федеральным законом № 44:
- Отсутствие аукционов: государственные заказчики могут делать заказы напрямую, без проведения аукционов, что ускоряет процесс и позволяет сэкономить время и ресурсы.
- В соответствии с новым законодательством, госзаказчикам предоставляется возможность заключать сделки в любой форме, определенной Гражданским кодексом.
- Для обеспечения обороны и безопасности государства, а также выполнения специальных военных операций, упрощена процедура закупок.
- Новые изменения распространяются на заказчиков, которые были утверждены Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2022 г. № 3514-р.
Таким образом, введение новых правил в области госзакупок (определенных Федеральным законом от 04.08.2024 № 443-ФЗ) позволяет заказчикам осуществлять закупки в более простой форме для защиты государства и его безопасности, включая особые военные операции. Это ускоряет процесс закупки, облегчает соблюдение технических требований и процедур, а также способствует экономии времени и ресурсов.
Примеры важных изменений в правилах закупок в 2024 году
Далее приведена таблица с основными изменениями, которые касаются правил закупок в 2024 году:
Изменение | Описание |
---|---|
Перечень товаров, подпадающих под запрет на импорт согласно Постановлению Правительства № 616 | Был изменен перечень товаров, запрещенных к импорту. Это влияет на возможности закупок и требует поиска альтернативных поставщиков. |
Условия, в которых запреты на импорт продукции из ПП № 616 не применяются. | Это может создать новые возможности для закупок. |
Список продукции, для которой установлены особые условия допуска по ПП № 102. | При планировании закупок необходимо учитывать дополнительные требования. |
Введен новый механизм выбора поставщика в закупках по ПП № 617 – «второй лишний». | Он учитывает ранее непринимаемого участника закупки, что упрощает процесс выбора поставщика. |
Был расширен список товаров, при покупке которых заказчики, согласно Федеральным законам № 44 и № 223, обязаны соблюдать минимальную долю отечественной продукции, указанную в приказах ПП № 2014 и ПП № 2013. | Были внесены дополнительные требования по планированию и проведению закупок для товаров, включенных в расширенный перечень, при покупке которых заказчики обязаны соблюдать минимальную долю отечественной продукции. |
Введена трехуровневая система выбора поставщиков компьютеров и запоминающих устройств, основанная на Приказе ПП № 878. | Для закупки компьютеров и запоминающих устройств была установлена трехуровневая система выбора поставщиков, которая предусматривает специальные требования для проведения закупок в данной области. |
Законом № 44 установлена минимальная доля отечественных товаров для данной продукции, которая составляет не менее 70%. | Для определенной категории продукции по 44-ФЗ была установлена минимальная доля отечественной продукции в закупках. При планировании закупок и взаимодействии с поставщиками необходимо учитывать это требование. |
Цена контракта на проведение запроса котировок была увеличена с 3 до 10 млн рублей. Это влияет на стоимость и условия проведения закупок. | |
Ограничения по суммарному объему заказов были сняты до 31 декабря 2026 года. Это может повлиять на объемы и географическое распределение закупок. | |
НМЦК электронных закупок у единого источника была увеличена. | Начальная (максимальная) цена контракта для электронных закупок, проводимых у единственного поставщика, была увеличена. Такое изменение может повлиять на условия и стоимость закупок. |
Теперь есть ограничение на суммарный объем заказов: не более 100 млн рублей в год. | Внедрено ограничение на суммарный объем заказов за указанный период. Это потребует дополнительного контроля и планирования закупок. |
Теперь можно закупать медицинские изделия и лечебное питание по товарному знаку, согласно решению врачебной комиссии. | Теперь разрешено закупать медицинские изделия и лечебное питание по решению врачебной комиссии, что открывает новые возможности для выбора поставщиков. |
Возможность размещать строительные заказы под ключ была продлена до 01.01.2025 года, а также допускается выплата аванса в разном размере. | Срок размещения строительных заказов под ключ был продлен до указанной даты, а также было разрешено выплачивать аванс в различных размерах. Это существенно влияет на условия закупок и установление более гибкого сотрудничества с поставщиками. |
На сегодняшний день начали функционировать две новые торговые площадки для проведения закрытых торгов: ООО «ЭТП» и ООО «ЭТП ГПБ». | Запуск новых торговых площадок предоставляет дополнительные возможности для выбора поставщиков и проведения эффективных закупок. |
6 апреля 2011 года вступил в силу федеральный закон № 63-ФЗ, регулирующий определенные аспекты закупок. Он требует учета при планировании закупок и соблюдения соответствующих правил. | Введение нового законодательства привело к необходимости учитывать его требования при планировании закупок и сотрудничестве с поставщиками. |
Проект приказа Казначейства от 24 августа 2024 года касается порядка передачи доверенности. | Был представлен проект приказа Казначейства, который устанавливает порядок передачи документа о доверенности. Такой порядок требует учета и соблюдения соответствующих процедур при планировании и проведении процесса закупок. |
Проект приказа Казначейства от 24.08.2024 о правилах хранения документа о доверенности | Был представлен проект приказа Казначейства, который устанавливает порядок хранения документа о доверенности. Это требует соблюдения соответствующих требований и процедур при планировании и проведении процесса закупок. |
360 ФЗ от 02.07.2021 | Введен новый федеральный закон, который регулирует определенные аспекты закупок. Это требует учета и соблюдения соответствующих правил при планировании и проведении процесса закупок. |
420 ФЗ от 04.11.2022 | Вступил в силу новый федеральный закон, который регламентирует определенные аспекты проведения закупок. В связи с этим требуется учитывать и соблюдать соответствующие правила при планировании и осуществлении закупок. |
Все эти изменения в правилах проведения закупок в 2024 году требуют от заказчиков и поставщиков дополнительного внимания к процессу планирования и осуществления закупок. Необходимо быть в курсе новых требований и использовать их в своей работе для обеспечения эффективных и законных закупок.
Площадки для закрытых торгов
25 августа Минфин выпустил письмо № 24-03-05/81108, в котором сообщил о начале работы новых торговых площадок для закрытых торгов. Теперь новые площадки доступны для размещения закрытых закупок, также как и АСТ ГОЗ.
Аккредитация на специализированных площадках
Для участия в закупочной процедуре на специализированных площадках необходимо пройти аккредитацию. Чтобы получить доступ к новым площадкам, необходимо связаться с техподдержкой ЭТП и выяснить все детали аккредитации.
Выгоды использования закрытых торговых площадок
- Возможность размещать закрытые закупки
- Доступность для участников
- Повышение эффективности торгов
- Применение передовых технологий и инструментов проверки
Как получить доступ к площадкам
- Связаться с техподдержкой ЭТП
- Ознакомиться с требованиями и условиями аккредитации
- Подать заявку на аккредитацию
- Пройти проверку и получить одобрение аккредитации
- Получить доступ к новым площадкам для закрытых торгов
Пример процесса аккредитации на специализированных площадках
Площадка | Требования к участникам | Условия аккредитации |
---|---|---|
А | Необходимые лицензии | Подача заявки и прохождение проверки |
Б | Опыт работы в закупках | Предоставление документов и успешное собеседование |
В | Без нарушений в предыдущих закупках | Проверка прошлых покупок и одобрение аккредитации |
Важно помнить, что аккредитация на специализированных площадках для закрытых торгов обеспечит участникам доступ к новым возможностям и повысит эффективность закупочного процесса.
Обжалование закрытых торгов
Внесение изменений в законодательство о государственных закупках в соответствии с пунктом 4 Федерального закона № 44 приводит к важным изменениям в процедурах обжалования результатов закрытых торгов. Теперь заказчики имеют возможность подать жалобу на результаты закрытых торгов в случае нарушения правил и процедур.
В соответствии с последними изменениями, заказчик может подать апелляцию в течение 5 рабочих дней после официального объявления результатов торгов. Подача апелляции не приостанавливает исполнение контракта, но может привести к приостановке дальнейшей процедуры закупки до рассмотрения жалобы.
Основные изменения в процедуре обжалования:
- Сокращение срока подачи апелляции с 10 до 5 рабочих дней.
- Введение обязательного условия предоставления полного пакета документов при подаче апелляции.
- Требования к обоснованию жалобы становятся более строгими. Теперь заказчик должен подробно указать, какие нормы законодательства были нарушены, и предоставить доказательства этих нарушений.
- Полномочия комиссии по рассмотрению апелляций расширяются. Теперь комиссия имеет право отменить решение о признании победителя в торгах и провести повторное рассмотрение заявок.
Последние изменения в законодательстве:
Дата изменений | Документ | Основные изменения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
28.02.2024 | Постановление Правительства № 318 | Изменения механизма выбора поставщика промышленной продукции с ограничениями на покупку импорта | |||||||||
27.03.2024 | Постановление Правительства № 486 | Введение трехуровневой системы выбора поставщика компьютеров и запоминающих устройств | |||||||||
31.05.2024 |
Постановление Правительства Российской Федерации № 889 | Отмена необходимости подтверждать страну-изготовителя продукции при поставке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 616 | |
02.09.2024 | Постановление Правительства Российской Федерации № 1443 | Внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 617, касающихся подтверждения страны-изготовителя продукции |
05.06.2024 | Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 86н | Внесение изменений в список оффшорных зон |
30.06.2024 | Постановление Правительства Российской Федерации № 1083 | Расширение перечня товаров, предоставляемых с повышенным авансированием |
Целью всех этих изменений является обеспечение прозрачности и справедливости процедур закупок, а также защита интересов заказчиков и поставщиков. Теперь заказчики получили больше возможностей для оспаривания результатов закрытых торгов, что способствует созданию конкурентной среды и выбору наиболее выгодного предложения.
Если у вас возникли вопросы или сложности с оспариванием закрытых торгов, вы всегда можете обратиться за помощью к опытным специалистам, которые окажут вам профессиональную поддержку на всем пути процедуры.
Резюме
С 1 октября активируется изменение в Федеральном законе № 44-ФЗ пункт 4, которое обязывает заказчиков создавать уведомление об электронных закупках в формате структурированной информации. Раньше это требование было необязательным, однако теперь оно стало обязательным. Некоторые учреждения уже поучаствовали в пилотном проекте, формируя уведомления в структурированном виде, что позволило собрать опыт и оптимизировать процесс.
Реформирование системы закупок — первый шаг в цифровизации контрактов, предусмотренный Федеральными законами № 360 от 02.07.2021 и № 420 от 04.11.2022. При формировании уведомления о закупке данные из описания товара, созданного в Единой информационной системе (ЕИС), автоматически передаются в заявку. Это означает, что поставщик должен предложить поставку товаров в соответствии с указанными заказчиком параметрами. Далее эта информация будет использована для создания цифрового контракта, который заменит традиционные бумажные договоры.
Необходимо отметить, что клиенты будут продолжать прикладывать к уведомлению документы, в которых описывается объект закупки, исходя из письма Министерства финансов России от 25.09.2024 г. № 24-03-09/90944. Таким образом, создание структурированного уведомления не снимает необходимость представления документов, подтверждающих характеристики и требования к объекту закупки.
Структурированные контракты уже присутствуют в ЕИС
В Единой информационной системе уже есть структурированные контракты. Это означает, что поставщикам будет предложен образец структурированного контракта, в котором они будут заполнять необходимую информацию в соответствии с объемом и параметрами заказа.
Дальнейший переход к цифровому контракту
Осуществление полноценного цифрового контракта регулируется в соответствии с Федеральными законами № 360 от 02.07.2021 и № 420 от 04.11.2022. Информация, собранная в структурированном извещении и заявке, будет использоваться для создания цифрового контракта. Это в значительной мере упростит и ускорит процесс заключения контрактов, снизит количество ошибок при заполнении и обеспечит более прозрачную и эффективную систему государственных закупок.
Дополнительная информация
Подробная информация о шагах для перехода к цифровому контракту и других изменениях, связанных с работой в Единой информационной системе, доступна в статье «Работа в ЕИС 2024: обзор изменений».
detector